Задание 4.

Задание 4. Педагогическая классика. 

Товарищи, это судьба. Дело в том, что 28 сентября 1918 года родился В.А. Сухомлинский. И в этом сентябре ему будет ровно 95 лет. Для Удмуртии В.А. Сухомлинский интересен тем, что он начал свою деятельность в должности директора в Увинской средней школе в 1942 году. Преподавтели кафедры педагогики подготовили целый сборник трудов, посвященных В.А. Сухомлинскому. Со своей стороны я рассмотрел вопросы связанные с использованием системы В.А. Сухомлинского в электронном обучении. 

Вот что получилось. Хотя об этом я уже писал в Интернете. 

Р.Р. Камалов
Система педагогических взглядов В.А. Сухомлинского в рамках сетевого обучения

Новым и значимым акцентом государственной политики, является понятие «инновационное развитие экономики» [1]. Эта логика предполагает и инновационное развитие системы образования. Однако, на наш взгляд переосмысление образовательных традиций, уточнение задач и механизмов реализации системы образования требует тщательного осмысления. В настоящей работы мы попытаемся оценить развитие системы электронного обучения на основе идей В.А. Сухомлинского.
Современная информационная среда все больше изменяет связь между участниками образовательного процесса. Практически как аксиома рассматривается утверждение: «мы готовим людей к рабочим местам, которых еще нет, к использованию информационных ресурсов, которые еще не созданы, для решения проблем о существовании которых мы еще не знаем…». Предполагается, что мы не «учим», а «готовим». Есть ли в этом разница? Закон «Об образовании», трактует обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [2], направления подготовки в законе рассматриваются как уровни системы образования. Практически противоречат этим утверждениям идеи В.А. Сухомлинского.
И если учение – это, с точки зрения В.А. Сухомлинского,  прежде всего, человеческие отношения. И ребёнок тонко чувствует всё: и несправедливость, и безнаказанность, и обиды. «Трудно представить что–либо другое, в большей мере уродующее душу ребёнка, чем эмоциональная толстокожесть, порождённая несправедливостью. Испытывая безразличное к себе отношение, ребёнок теряет чуткость к добру и злу. В его сердце появляется подозрительность, неверие в людей, а это самый главный источник озлобленности» - писал В. А. Сухомлинский [3]. Каждый педагог, - утверждает Сухомлинский, - должен знать и чувствовать, что на его совести судьба каждого ребёнка, что только от него зависит здоровье, счастье человека, которого воспитывает школа. О подготовке В.А. Сухомлинский говорит следующее: «детство  -  важнейший  период человеческой  жизни, не  подготовка  к будущей жизни, а настоящая,  яркая,  самобытная,  неповторимая  жизнь. И  оттого, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в  детские годы, что вошло в  его  разум и  сердце из  окружающего мира,-  от  этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» [4].
Современная система коммуникаций позволяет обучающемуся самому находить себе комфортные условия обучения: оставить вопрос в форуме, найти соответствующий образовательный контент. Однако следуя идее В.А. Сухомлинского обучающий в ответе за ребенка. Следовательно необходимо создать такие способы отслеживания образовательной траектории обучающегося, которые позволяли корректировать не только когнитивную, но и нравственную составляющую сетевого обучения. В настоящее время нам видится только один путь: прохождение образовательной траектории совместно с ребенком. Ученик должен стать сетевым другом, он должен видеть компетенцию обучающего в сети, обращаться к обучающему за советом и помощью. 
Другой вопрос, современного образования – содержание учебного материала. Развитие этого процесс можно сравнить с развитием фотографии. Несколько лет назад, если бы вы хотели иметь качественное фото, вы бы пригласили фотографа. У него было оборудование и опыт, а у среднего потребителя просто не было возможности. Переход на цифровые технологии изменили фотографию. Сегодня камеры могут снимать с высоким качеством, в некоторых случаях соперничать с профессиональным фотографом. Но это не означает, что нет никакой необходимости в "профессиональных" фотографах или педагогах. Их опыт и подготовка имеет значение в конкретных ситуациях. Технологии Интернет позволяют любому пользователю найти учебный материал для себя, но необходимость учителя «профессионала» в отборе этого материала мы находим в трудах В.А. Сухомлинского [5] – «Я советую каждому учителю: анализируя содержание знаний, четко выделяйте в них то, что ученики должны твердо запомнить и прочно хранить в памяти. Очень важно умение учителя правильно определить в программе те «узлы» знания, от крепости которых зависит развитие мышления, умственных способностей, умение пользоваться знаниями. Эти «узлы» - важные выводы и обобщения, формулы, правила, законы и закономерности, отражающие специфику предмета». В таблице 1. мы представили различие между отбором содержания учебного материала в личностном и профессиональном плане.
Таблица1.
Критерии отбора содержания образования в современных условиях
Критерии
Личностный уровень
Профессиональный уровень
Уровень размышлений
Классификация
Критическое мышление – синтез - оценивание
Процесс отбора материала
Случайность в отборе материла, или отбор материала по заданию учителя
Подобранное чтение, синтез, интерпретация, оценка для темы и контекста; полезность, дисциплинарность и продолжительный процесс требований
Связь между ресурсами
Тематическая
Тематическое и контекстное в рамках собственного опыта преподавания
Ценность
Персональный интерес – ценность как для коллекционера.
Учебная ценность - ценность для формирования представлений об опыте
Аудитория
Закрытая
доступны для широкой общественности

Одним из важных направлений работы современного педагога является оценка деятельности обучающего. В рамках сетевого обучения, учителя чаще всего ограничиваются тестированием, указывая на объективность оценки, валидность тестовой методики, ухода от субъективности. Однако, по мнению Сухомлинского, нельзя наказывать детей за незнание плохими оценками. Нужно найти способ заинтересовать их, чтобы эти оценки никогда не понадобились. Сухомлинский призывает педагогов дать детям подумать, не причинять им горя. Иначе ребёнок становится равнодушным, его сердце черствеет и всё это формирует жестокость. Ш.А. Амоношвили называл оценки "костылями хромой педагогики" в рамках сетевого обучения оценки совершенно обесцениваются. Ученик стремиться выполнить, поставленную учителем задачу. При этом оценка осуществляется всем сетевым сообществом. Следовательно в рамках сетевого обучения следует отработать механизмы аргументирования оценки участниками сетевого обучения. 
Нужно уметь контролировать свои эмоции. Искусство и мастерство педагога заключается в умении объединять сердечность с мудростью. Иногда нужно подождать с принятием решения, хорошо всё обдумать. И если поступить мудро, то все суждения, все слова обязательно проникнут в глубину сердца ребёнка. Василий Александрович даёт совет всем коллегам: «Чтобы стать настоящим воспитателем, нужно пройти всю школу сердечности - на протяжении длительного времени познавать сердцем всё, чем живёт, думает, радуется или огорчается ваш воспитанник…И если вы овладеете этим, то станете настоящим мастером своего дела». Читая эти слова понимаешь, как важна поддержка обучающего в сети. Он должен осознавать и чувствовать, что педагог находится рядом с ним, что есть тот человек, который оценит его работу, позволит высказать свое мнение.
Таким образом, мы выделяем три аксиомы, В.А. Сухомлинского, которые следует применять в контексте реализации сетевого обучения:
1.     Обучение должно быть полисубъектным.
2.     Обучающий является источником ценностей.
3.     При выставлении оценки следует представить комментарий. 


Литература
1.     Вяземский Е.Е. Государственная образовательная политика Российской Федерации //Справочник учителя истории. 5-11 классы /авт.-сост. М.Н. Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
2.     Закон об образовании РФ. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе [Режим доступа]// http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
3.     Сухомлинский В.А. Сердце  отдаю детям. Рождение гражданина.  Письма к  сыну.-К.: Рад. шк" 1985.-557 с.
4.     Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения : в 4 т / В.А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1979.
5.     Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. [Режим доступа]// http://gumannaja-pedagogika.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий